22.12.2014

Журнал "Урал" декабрь 2014

Двенадцатый номер "Урала" за 2014 год завершает год культуры и открывает год литературы. Это просто праздник какой-то.

Вот, в частности, атмосферой праздника проникнут рассказ Татьяны Кольцовой "Признание". Герой рассказа решил признаться героине рассказа в любви. Но не просто признаться, а как-нибудь грандиозно и беспрецедентно. И вследствие этого ему приходится договариваться ещё с очень многими героями того же рассказа, многие из которых те ещё герои. В романе Арсена Титова "Екатеринбург, восемнадцатый" героев ещё больше, а вот насчёт праздника вопрос спорный, ибо кадровому офицеру русской армии едва ли нравился Екатеринбург в 1918 году, как вероятно и любой другой город бывшей Российской империи в то время. Но если исходить из тезиса, что винтовка - это праздник, то, конечно, да. Действие рассказа Бориса Телкова "Мытье полов на ночь" происходит в небольшом уральском городе уже в советские времена, хотя и довольно ранние. Местным комсомолкам-общественницам в качестве общественной работы предстоит сыграть в народном театре роли дореволюционных проституток. Комсомолки поначалу очень удивлены, но так или иначе им придётся это сделать. Ситуация складывается карнавальная. И только в рассказе Ларисы Сониной "Валька Сунц" всё очень печально: сначала интриги на вузовской кафедре, а потом уже и трупы.
Зато праздник, причем новогодний, с новой силой разворачивается в нашей "Детской", в пьесе Надежды Колтышевой "Ёлочный базар". Там две сестрицы, Алёна и Илона, уже наряжают новогоднюю ёлку. И ссорятся. Потому что они хотя и очень похожи, но придерживаются разных культур наряжания ёлки и вообще разных культур. Пользуясь их мультикультурализмом, злая колдунья превращает девочек в не пойми что. И теперь чтобы вернуться в человеческое естество им предстоит много чего осознать и совершить непростое путешествие по новогодней ёлке. В шестнадцати картинах.
Ну, а стихи - это всегда праздник. Их авторы на сей раз - Юрий Могутин, Андрей Расторгуев, Марина Палей, Вадим Балабан и Раиса Резник.
В рубрике "Без вымысла" приводятся главы из книги Алексея Коровашко "Дерсу Узала: опыт биографии". Здесь можно узнать многое об анимистическом мировоззрении легендарного охотника и его литературных предшественниках, таких как Чингачгук, Шерлок Холмс и дядя Ерошка.
Раздел критики и библиографии открывает беседа Наталии Санниковой с Александром Переверзиным, озаглавленная "Новизна в поэзии возникает между поиском и самоограничением". На "Книжной полке" рецензии Елены Сафроновой на романы Елены Крюковой "Тибетское евангелие", "Рельефы ночи" и "Старые фотографии", Сергея Петрова на роман Эдуарда Лимонова "Дед" и Владимира Яранцева на книгу Юрия Казарина "500 стихотворений".
В "Чёрной метке" Александр Кузьменков метит чёрным роман Сергея Соколкина "Руsкая чурка". Цитируем: "Похоже, что роман писали, вырывая друг у друга ноутбук, томная Барбара Картленд и несгибаемый Максим Калашников. Текст то растекается лужей клубничного сиропа, то лязгает стальными великодержавными челюстями".
В "Иностранном отделе" Сергей Сиротин пишет о романе "Другая сторона", автор которого, литератор и художник Альфред Кубин, написал его еще в 1909 году, и сам проиллюстрировал. В предгорьях Тянь-Шаня таинственный богач создает собственное государство - страну грёз, искусственно созданное идеальное общество. Одним словом, хотели как лучше.
В рубрике "Слово и культура" Юрий Казарин пишет эссе "Предисловие к слову" о стихах Петра Чейгина.
В "Критике вне формата" Василий Ширяев учит человечество "Как смотреть кино-2".
Автор: Андрей Ильенков
Источник: Журнал Урал

Комментариев нет:

Отправить комментарий